Устрйства ввода

Манипуляторы

Мышь

Мышь    21 июня 1967 г. Даг Энгельбарт получил патент на «Индикатор координат X - Y для системы вывода изображений», сейчас хорошо известный как манипулятор типа мышь. Первая мышь каталась на двух колесиках, которые были связаны с осями переменных резисторов. Перемещение такой мыши было прямо пропорционально изменению сопротивления переменных резисторов. Над этим устройством Энгельбарт размышлял и работал более десяти лет. Презентация происходила на осенней сессии компьютерной конференции, проходившей в выставочном центре Сан-Франциско, где присутствовали около тысячи компьютерных специалистов.

   Это был публичный дебют компьютерной мыши. Она была представлена на колесиках из полированного дерева, была снабжена модным аксессуаром в виде приметной красной кнопки и шнуром, действительно похожим на мышиный хвост. С ее помощью можно было манипулировать объектами на всей плоскости экрана. Кроме мышки, на презентации был представлен многокнопочный «еж», именовавшийся «аккордной клавиатурой», который позволял осуществлять набор «одной левой», используя как отдельные клавиши, так и их комбинации. Впрочем, «еж» не пришелся аудитории по вкусу. Сегодня в мире используется свыше 350 млн компьютерных мышей, одна только фирма Logitech, признанный лидер в этой отрасли, выпускает в год около 50 млн. Так что идея оказалась значительно продуктивней, чем можно было предполагать.

   Неотъемлемой составляющей компьютера Apple Macintosh она стала в конце 1970-х гг., поскольку именно этот компьютер был укомплектован полноцветным графическим интерфейсом, где пользователь отдавал команды, щелкая мышью по значкам-пиктограммам. Поскольку ПК получил такой интерфейс позже, мышь в составе ПК появилась только в середине 1980-х гг.

   По принципу действия мыши подразделяются на оптико-механические, оптические и лазерные.

Оптико-механическая мышь    В оптико-механических мышках для преобразования движения мыши в информацию об изменении координат применяется покрытый резиной шар, который передает вращение двум пластмассовым валам, имеющим зубчатые диски на концах. Направление и угол поворота зубчатых дисков с большой точностью считываются инфракрасными оптопарами (т.е. парами "светоизлучатель-фотоприемник") и затем преобразуются встроенной микросхемой в электрический сигнал, идущий к компьютеру. Оптическая мышь Конструкция этих мышей очень проста и хорошо видна, если разобрать корпус.

   В оптических мышках для определения направления и скорости движения мыши в них установлены оптопары, которые "светят" наружу – на покрытый рисунком в виде мелкой сетки коврик (подставку). В этом случае линии сетки как бы играют роль зубчатых колес у обычных мышей, прерывая световой поток и, позволяя, мыши определить параметры своего движения.

   В последние годы была разработана новая, более совершенная разновидность оптического датчика, использующего для подсветки полупроводниковый лазер. О недостатках таких датчиков пока известно мало, но известно об их преимуществах:

  • более высоких надёжности и разрешении;
  • успешной работе на стеклянных и зеркальных поверхностях (недоступных оптическим мышам);
  • отсутствии сколько-нибудь заметного свечения;
  • низком энергопотреблении.

   Интерфейсы

    СOM1 или COM2. Первые модели мышек подключались через данный порт. Такие мышки сейчас практически не продаются.

    PS/2, сам интерфейс появился довольно давно, но использовался преимущественно в компьютерах brand name и ноутбуках. Сейчас, с переходом на корпуса форм фактора ATX, PS/2 стал стандартным портом для подключения мышки и клавиатуры. На вид это небольшой круглый 6-штырьковый разъем. В отличие от serial, PS/2 порт может опрашиваться до 200 раз в секунду, что уже вполне приемлемо. PS/2 мышки НЕЛЬЗЯ подключать или отключать при включенном питании компьютера, это может запросто повредить порт или мышку.

    USB мыши сегодня очень распространены и имеют ряд заметных преимуществ. Первое, эта мышь имеет стандартную частоту опроса 125 Hz, тем самым гарантируя идеально плавное перемещение указателя или персонажа игры. Второе, порт USB изначально создавался с расчетом на безопасное подключение устройств во время работы. Практически, это выглядит так: вы прямо во время работы подключаете мышь к компьютеру, при этом появляется окошко, в котором показано найденное устройство, и если в системе уже существует драйвер для данной мыши, то он тут же будет запущен.

   Способы подключения

   Традиционно мышь подключалась к компьютеру с помощью провода, но в последнее время разработаны способы радио и инфракрасной связи. Достоинство таких систем состоит в том, что провод не мешает передвижениям мыши и освобождает рабочий стол. Недостатком может служить необходимость мышки в автономном питании, то есть в ней будут находиться либо батарейки, либо в лучшем случае аккумулятор. В самых современных моделях питание обеспечивается за счет энергии, вырабатываемой при перемещения мышки.

   Прокрутка

   Возможность прокрутки или скроллинга, наверное, самое замечательное изобретение в области эргономики за последнее время. Как установили ученые, более 30% движений и щелчков мыши при повседневной работе приходятся на перемещение указателя к полосам и кнопкам прокрутки. Все это можно делать легким движением пальца, даже не двигая мышь. Все современные приложения поддерживают новые возможности мышек с прокруткой, помимо основного предназначения, с помощью устройства прокрутки можно масштабировать текст, включать режим панорамирования (MS Office 97/2000, IE 4/5), регулировать громкость (Winamp), переключаться между приложениями и многое другое. Игры также не остались в стороне, на функцию прокрутки можно назначить: приближение и удаление, смену оружия и заранее заданные последовательности действий. Прокрутка может быть реализована различными способами: кнопки, мини джойстик, рычажок, колесико.

   Трекбол. Джойстик

Трекбол    Трекбол (Trackball) по конструкции напоминает мышь, у которой шар расположен не внутри корпуса, а на верхней его части. Принцип действия и способ передачи данных трэкбола такой же, как у мыши. Обычно трэкбол использует оптико-механический принцип регистрации положения шарика. Большинство трэкболов управляются через последовательный порт, причем назначение выводов аналогично разъему мыши. Основные отличия трэкбола от мыши в том, что трэкбол обладает стабильностью за счет тяжелого корпуса и не требует специальной площадки для движения. Для пользователей ПК типа Notebook и Laptop имеются встроенные или подключаемые трэкболы.

Джойстик Джойстик    Джойстик — незаменимое устройство ввода в области компьютерных игр. Создавался джойстик для использования на специальных военных тренажерах и обычно имитировал устройство управления какой-либо военной техникой. Цифровые джойстики, как правило, применяются в игровых приставках и в игровых компьютерах. Любой джойстик состоит из двух элементов: координатной части — ручки или руля, перемещение которой меняет положение виртуального объекта в пространстве, и функциональных кнопок. Для ПК в качестве устройства ввода (управления) в основном применяются аналоговые джойстики. Лидеры продаж: Quick Shot, Genius.

Работа с прайс-листом

   При выборе манипулятора необходимо рассматривать часть характеристик, например:

Defender Laser Mouse M Sniper 7630 (RTL) PS/2 3btn+Roll
Defender производитель
Laser Mouse тип (лазерная)
M Sniper 7630 модель
PS/2 интерфейс подключения
3btn+Roll количество кнопок (3 + прокрутка)

Вопросы

 

  1. Манипуляторы. Характеристики.
  2. Трекбол, джойстик. Характеристики.

Практическая работа

 

  1. Охарактеризовать комплектующие из прайс-листа
    • A4-Tech Glaser Mouse X6-10D (RTL) USB&PS/2 4but+Roll 71048
    • A4-Tech 2X Mini Optical Mouse MOP-59D-Red(1) (RTL) 4but+Roll USB&PS/2 уменьшенная
Hosted by uCoz